Лейбниц: учение о множественности субстанций

Изучив учения Декарта и Спинозы о субстанции , Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве. В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Философские интересы Лейбница не ограничивались проблемами бытия и учением о монадах. Лейбниц также принадлежал к философскому направлению рационализма.

Тем самым Лейбниц попытался провести в рационалистической метафизике XVII века восходящее к Аристотелю номиналистическое представление о реальности единичного. Плюрализм субстанций Лейбниц сознательно противопоставил пантеистическому монизму Спинозы. Самостоятельно существующие субстанции получили у Лейбница название монад. (Напомним, что «монада» в переводе с греческого означает «единое», или «единица»).

Согласно Лейбницу, монада проста, то есть не состоит из частей, а потому неделима. Как поясняет Лейбниц, она представляет собой именно то, что невозможно объяснить с помощью механических причин: во-первых, представление, или восприятие, и, во-вторых, стремление. В неорганическом же мире они чаще именовались субстанциальными формами — средневековый термин, в который Лейбниц вкладывает новое содержание.

Все это вызывало потребность в новом воззрении на природу, и ответом на эту потребность была монадология Лейбница. Основу философской системы Спинозы составялет учение о субстанции. Субстанцию Спиноза понимает как единую, вечную и бесконечную природу. Субстанция одна, она есть причина самой себя (causa sui). Эта единая субстанция не нуждается ни в чем другом для того, чтобы существовать.

Познание в чистом виде», которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин — это высший вид познания. Его суть — в видении вещей, исходящих от Бога. Основу этого познания составляет интуиция, которая дает достоверное знание. Рациональное познание устанавливает и связи между идеями, и причинную цепочку в её необходимости.

Монадология Лейбница – кратко

Философскую систему Спинозы завершает этика. Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы: детерминизма (обусловленности всего в природе); соотношения свободы и необходимости. Причины различных суеверий Спиноза видел в страхе народа перед непонятными и таинственными силами природы. В то же время Спиноза отрицал обвинения в атеизме,так как полагал, что его критика религии — это критика невежества и предрассудков.

Лейбниц Готфрид — немецкий ученый-математик, юрист, философ — является последним видным представителем философии Нового времени и предшественником немецкой классической философии.

Он не принимает дуализм Декарта и отвергает учение Спинозы о единой субстанции. Другой сферой философских интересов Лейбница была гносеология. Немецкий ученый математик, философ, юрист Готфрид Лейбниц (1646 — 1716) изучал философское направление рационализма. В первую очередь, Лейбниц не принял дуализма Декарта (теорию о разделении всех субстанций).

Далее, он перешел в Иену к математику Вейгелю и написал сочинения: «Specimen difficultatis in jure» (1664) и «О комбинаторном искусстве» (1666). В 1676 Лейбниц поступил, в качестве библиотекаря и историографа, на ганноверскую службу и по поручению и в интересах брауншвейгского дома составил несколько исторических исследований.

Своих философских взглядов Лейбниц не изложил в каком-либо одном систематическом трактате: он был для этого слишком занят самыми разнообразными работами. Для ознакомления с его философией приходится прибегать к маленьким его сочинениям и даже письмам, в которых часто содержатся лишь намеки, а не подробные изложения мыслей.

Вклад Лейбница в математику

Лейбниц выступил против декартовского дуализма материи и духа, отстаивая первенство второго над первой. Однако, по философии Лейбница, протяженность предмета означает, в первую очередь то, что он занимая определённую область пространства, вытесняет всё врывающееся в его границы. Таким образом, Лейбниц считает, что саму идею материальности и протяжения мы познаём лишь благодаря идее силы. Вторая является первичной по отношению к первой.

Однако, на деле она – не что иное, как разновидность силы. По философии Лейбница, материи, как протяжения, собственно, и не существует, она не более чем кажущееся явление. Но так как материя – производная разновидность силы и энергии, то и атомы, согласно философии Лейбница, должны являться не материальными, а духовными объектами. Эти «истинные атомы природы» Лейбниц именует «монадами». Лейбниц выражает этим ту мысль, что его «силовые» атомы, подобно демокритовскимматериальным, являются простыми, однородными, лишёнными всякой внутренней сложности субстанциями.

Тем не менее, Лейбниц говорит: деятельность монады, как деятельной силы, не может перейти на другую монаду, но ограничивается внутренностью самой монады. Согласно теодицее Лейбница, известное зло неотделимо от понятия творения; всему сотворенному, как таковому, принадлежит несовершенство в каком-либо отношении. Осуществление лучшего мира, считает Лейбниц, следует по божественным планам, сообразно целям (телеологически), но в то же время и механически, по действующим причинам.

Кроме философии, труды Лейбница особенно замечательны еще в математике. Ньютон и Лейбниц сочиняли грамматику для языка, уже имевшего цветущую литературу, они сделали доступным средним умам то, что прежде было доступно лишь талантам.

Диалектика как учение о развитии, постоянном движении и изменении развивалась философами-идеалистами.Большой вклад в нее внес Г.В. Лейбниц(1646-1716), выдающийся немецкий философ и ученый. Монады не имеют протяжения фигуры, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Лейбниц наделяет монады принципом силы, активности.

Напишите, пожалуйста в кратце Ваши пожелания (план работы, шрифт, срочность, необходимый список литературы, и т.д.). Это ускорит время ответа в разы!

В учении о монаде как частице, связанной единством с бесконечным миром. Лейбниц сформулировал диалектическую идею, т.к. в при­роде все связано со всем, т.к. монада представляет собой Вселенную. В этом проявляется связь индивидуальной субстанции со всеммиром. Монады — это простые субстанции. В силу «предустановленной гармонии» между монадами каждая из них оказывается «живым зеркалом универсума».

Его исследования касались проблем познания и субстанции. Своим учением о монадах («монадологией») Лейбниц отстраняется и от монизма Спинозы, и от дуализма Декарта. Монады не имеют частей, они нематериальны и называются Лейбницем «духовными атомами». С 1672 по 1676 год Лейбниц был в Париже, где общался с Мальбраншем и Чирнгаузеном. В этом же году Лейбниц получил степень лиценциата. К учению о предустановленной гармонии очень близки и идеи теодицеи Лейбница.

Посмотрите еще:

  • Первая течка у собакиПервая течка у собаки Вот у моей собаки течка всегда проходит достаточно нормально. И это не вторая течка, это первая течка просто расщеплена на 2 части. Поэтому если собаке до 1.5 лет, вязать ее […]
  • Отзывы о ТивортинОтзывы о Тивортин Также вследствие применения препарата Тивортин аспартат возможно развитие аллергических реакций. В период лечения препаратом Тивортин аспартат требуется соблюдать […]
  • Лечение фурункула в домашних условияхЛечение фурункула в домашних условиях Фурункул в паху - явление болезненное и неприятное. Фурункулы в паху и на половых губах. Только я одна такая “счастливая“ или у кого-то это тоже бывает?? С этого момента лечение […]
  • Особенности лечения живой и мертвой водойОсобенности лечения живой и мертвой водой 3-4 дня по 4-5 раз в день за 1/2 часа до еды выпить по 1/2 стакана «живой» воды. Спустя 5-6 дней показаться врачу. При необходимости лечение продолжить. Вода, активированная в […]
  • Какие болезни лечит эндокринолог?Какие болезни лечит эндокринолог? Эндокринология, эндокринолог. Одно из самых распространенных заболеваний, которое лечит врач эндокринолог, – это сахарный диабет. Что делают эндокринологи? Эндокринолог – это […]
  • Как удалить серные пробки из ушей в домашних условияхКак удалить серные пробки из ушей в домашних условиях И так, как вытащить серную пробку из уха у ребенка? Завершающим этапом удаления серной пробки в домашних условиях является ее вымывание. Но иногда сера накапливается в слуховом […]