Специфические методы физического воспитания неотделимы от физических упражнений

Специфические методы физического воспитания неотделимы от физических упражнений. К средствам физического воспитания относятся физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Структура методов физического воспитания определяется в значительной мере и тем, имеет ли нагрузка в процессе занятия непрерывный либо интервальный (прерывистый) характер.

Физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а так же на развитие разносторонних физических способностей человека. В физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательнымдействиям) и развитие физических качеств.

Методы стандартногоупражненияиспользуются при воспитании всех физических качеств

Различают общую и специальную физическую подготовку. Общая физическаяподготовка (ОФП) — это процесс совершенствования двигательных качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП строится сиспользованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные, выполняемые в основной деятельности.

Однако в сфере физического воспитания и, в частности, в области спортивной подготовки эти принципы наполняются содержанием, отражающим специфику процесса. Принцип сознательности и активности предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Принцип доступности обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психических способностях занимающихся.

В этом случае большой расход энергии вызывает, при последующем отдыхе, и большую фазу суперкомпенсации. В этом и заключается биологический смысл адаптации к нагрузкам. Однако как только нагрузка становится привычной и перестает вызывать «избыточную компенсацию», она уже не может быть фактором положительных изменений в организме. Прямолинейно-восходящая формаповышениянагрузокиспользуется тогда, когда их общий объём невелик, интервалы между занятиями большие и требуется постепенно втянуться в работу.

Волнообразная динамика позволяет в значительной степени увеличивать объём и интенсивность нагрузок. Использование той или иной формы зависит от конкретных задач и условий на различных этапах физического воспитания. Физическое упражнение — это двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания.

В настоящее время существует несколькоклассификацийфизических упражнений. Наиболее приемлемой является классификация упражнений по их требованиям к физическим качествам. Помимо представленной относительно общей классификации существуют так называемые частные классификации физических упражнений в отдельных специальных дисциплинах. К циклическим движениям относятся такие, все элементы составляющие один цикл которых, обязательно присутствуют в одной и той же последовательности во всех циклах.

Одну изважнейших основ всех методов физического воспитания составляет избираемый способ регулирования нагрузки ипорядоксочетания ее с отдыхом. Этим термином обозначают, прежде всего, количественную меру воздействия физических упражнений. Если рассматривать отдельное физическое упражнение как некий воздействующий фактор, то понятие объема нагрузки будет относиться к длительности воздействия, суммарному количеству выполненной работы.

Методы переменного интервального упражнения характеризуютсясистемным чередованием нагрузки и отдыха

Длительность интервала между частями нагрузки при различных методах устанавливается согласно преимущественной направленностивоздействий и закономерностям протекания восстановительных процессов. Он меняется в зависимости от суммарной нагрузки, которую задают при использовании определенного метода. Они применяются как в рамках одного занятия, так и на протяжениисериизанятий.

Один из наиболее распространенных методов этого типа — метод длительного равномерного упражнения. Метод прогрессирующего упражнения с интервалами, позволяющими неуклонно увеличивать нагрузку. Причем нагрузка изменяется однонаправленно в сторону увеличения, в том числе и по внешним параметрам (например, при поднимании штанги вес увеличивается с каждой попыткой).

Метод вариативного интервального упражнения, нагрузка в котором постоянно меняется то в сторону повышения, то в сторону уменьшения. Основу круговой тренировки составляет серийное (слитное или с интервалами) повторение упражнений, подобранных и объединенных в комплекс и выполняемых в порядке последовательной смены «станций».

Моторная плотность — отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности занятия. Игровой метод может быть применен на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо спортивными играми. Содержание физического упражнения составляют входящие в него действия и те основные процессы, которые происходят в организме по ходу выполнения упражнения, определяя величину его воздействия.

Посмотрите еще: